Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Второй Киев

[11:59 28 июля 2015 года ] [ Ведомости, 28 июля 2015 ]

Чествуя князя Владимира, Москва подчеркивает, что она не только “третий Рим”, но и “второй Киев” .

День 1000-летия смерти князя Владимира, при котором христианство стало государственной религией Древней Руси, решено сделать праздником. На памятные мероприятия и строительство монументов из бюджета выделен 1 млрд руб. В юбилейных мероприятиях участвуют не только иерархи церкви и первые лица государства. Ковчегу с мощами святого князя могли поклониться в 50 городах. И датировка торжеств, и выбор самой фигуры для почитания вызывает немало вопросов. Дата смерти Владимира условна. По правилам переноса дат 15 июля 1015 г. старого стиля соответствует в XI в. 20 июля. Историк и краевед Иван Забелин писал: “В воспоминаниях народного детства целые десятки и сотни лет застилаются событием одного года, который и выставляется вперед сообразно умствованию первого летописца”.

Князь Владимир был ярким представителем эпохи, где жестокость и вероломство считались допустимым средством достижения побед в междоусобной борьбе. По данным летописей, Владимир бежал из Новгорода, опасаясь похода своего брата, великого киевского князя Ярополка. Он вернул себе новгородский престол на мечах и копьях иноземных варяжских дружин в 980 г. Для свержения брата кроме иностранных наемников он использовал подкуп воеводы. Ярополка выманили в стан Владимира и убили. Ничего личного, обычная феодальная война. Древнерусские летописи описывали многоженство и безудержное сластолюбие Владимира-язычника: “И был он ненасытен в блуде, приводя замужних женщин и растляя девиц”. До принятия православия Владимир был ревностным идолопоклонником, а переход в христианство вряд ли был осознанным нравственным и человеческим выбором Владимира.

Киевский князь был политиком, умевшим предвидеть возможные выгоды от принятия православия, в первую очередь упрочение отношений с Византией, ухудшившихся во времена Святослава. Византия была государством-символом, “вторым Римом”, союз с которой должен был упрочить авторитет Владимира в среде знати и за ее границами. Пышные византийские церемонии, о которых он слышал от мачехи Ольги, должны были укрепить престиж власти киевского князя. Распространенный способ заключить союз в те времена — династический брак. Непременным условием брака с сестрой императора Василия II было принятие Владимиром византийской версии христианства.

Крещение Владимира ускорило переход Киевской Руси к христианству. Если верить летописям, вера превратила жестокого язычника в добросердечного государя, заботившегося и о подданных, и о приближенных. Сегодняшнее внимание к его фигуре вызвано политической ситуацией. Владимир не только принял христианство, но и сумел вернуть под свою руку те племена, которые перестали платить дань Киеву. Образ князя — собирателя русских земель симпатичен нынешнему Кремлю, но беда в том, что столицей той Руси был Киев, а нынешний Киев нынешней Москве не пример. Пышные торжества и прославление Владимира, вероятно, задуманы, чтобы показать, что Москва не только “третий Рим”, но и “второй (и единственно правильный) Киев”.

Павел АПТЕКАРЬ

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.