Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Патриарх сыграл роль влюбленного в Украину

[16:12 23 июля 2010 года ] [ Комментарии, № 28, 23 июля 2010 ]

Владыка Кирилл, как никто другой, понимает, что лучший способ побороть противника — задушить его в своих объятиях. А тут еще и украинские руководители сами лезут обниматься.

“Третье пришествие” в Украину главы Русской православной церкви патриарха Кирилла воспринято политиками и представителями “неканонических” конфессий еще более настороженно, чем два предыдущих. В самом деле, если цели первых двух визитов были, по крайней мере, понятными — себя показать и мобилизовать прихожан УПЦ МП голосовать на президентских выборах за Виктора Януковича, то мотивы нынешнего вряд ли исчерпываются посещением украинских мест, которые, по словам патриарха, так ему полюбились. Особенно если учесть, что в программе визита значится посещение завода “Южмаш”.

Басни о единой купели

Однако именно выражение любви к Украине и является лейтмотивом визита патриарха Кирилла в нашу страну. Выражением такой любви являются и открытие украиноязычной версии портала РПЦ “Патріархія.Ru”, и стремление Кирилла обрести украинское гражданство (наместник Киево-Печерской лавры отец Павел подтвердил, что это не шутка), и намерение восстановить патриаршую резиденцию в Одессе (об этом заявила настоятельница одесского Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря игуменья Серафима). Безусловно, все это пиар. Но этот пиар показывает, что реализация заявленного Кириллом транснационального проекта духовного единения православных народов под названием “Русский мир” перешла в практическую плоскость. Отсюда и любовь, без которой этот проект выглядит экспансией, а не миссионерством.

“Для украинцев хочу подчеркнуть, что русский мир не означает “российский”. Тем более это не мир Российской Федерации. Это тот самый мир, который вышел из нашей общей купели — Киевской купели Крещения. Это тот самый мир, который существует на уровне веры, интеллекта, духовности и культуры. От того, что кто-то отрицает этот мир, ничего не меняется: этот мир существует, это объективная реальность”, — заявил накануне визита патриарх Кирилл украинским телеканалам. “Мне представляется, те, кто отрицают существование русского мира, должны отрицать и Крещение Руси”, — предельно четко высказался о догматическом характере этого проекта митрополит УПЦ МП Владимир.

Представители других конфессий тоже недвузначно отозвались о “Русском мире”. “Под этой благозвучной вывеской скрывается идея лишения Украины своей государственности и независимости”, — заявил патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет. А Украинская автокефальная православная церковь как раз в преддверии визита патриарха Кирилла поспешила напомнить о собственной концепции духовного единения украинского общества — “Киев — новый Иерусалим”. “Киев — это символ исторической наследственности. Символ, объединяющий современную Украину с древней Киевской Русью и ее культурной традицией, которая воспринимается в качестве “золотого века” нашей культуры и государственности всеми украинцами независимо от того, где они живут — на западе или на востоке Украины”, — говорится в специальном обращении Архиерейского собора УАПЦ от 16 июля 2010 года. Беспокойство глав УПЦ КП и УАПЦ легко понять. На фоне политического сближения Украины и России “Русский мир” звучит уже не просто как миссионерская идея, а как одобренный на межгосударственном уровне проект “канонического православия”, при котором о создании поместной украинской церкви можно забыть. Реализация этого проекта оставляет перед УПЦ КП и УАПЦ два выбора: либо присоединиться к нему, либо довольствоваться статусом презренных “раскольников”. Впрочем, доктрина “Русского мира”, по всей видимости, озадачивает и УПЦ МП, ведь ей придется объяснить проукраински настроенным верующим, в какой такой “русский мир” они вливаются и где находится центр этого мира — в Киеве или в Москве. Да и в самой Москве надо будет объяснить местным “русскомирянам”, почему это их патриарх неожиданно стал украинцем.

Государство заплатит за работу священника

Очевидно, что при той значимости, которой РПЦ наделяет проект “Русский мир”, его успешная реализация в Украине как пилотной площадке будет невозможна без повышения, грубо говоря, качества работы всей иерархии УПЦ МП — от приходского священника до высоких церковных сановников. Патриарх Кирилл в последнее время делает на этом особый акцент — он требует от священнослужителей образованности, вовлеченности в реальную жизнь и активной работы с верующими, в том числе и с использованием информационных технологий (открытия сайтов, блогов и т.д.). Впрочем, понятно, что наиболее успешно проект “Русский мир” может быть реализован в Украине, если бразды правления УПЦ МП перейдут самому патриарху Кириллу, тем более что ему давно не нравится автономистская позиция митрополита Владимира. А такое желание, по мнению владыки Филарета (УПЦ КП), у Кирилла есть — именно для того, чтобы получить полноправный титул патриарха Московского, Киевского и всей Руси, ему и нужно украинское гражданство. Эксперты отмечают, что благодаря креативности патриарха Кирилла ограничения в уставе УПЦ МП, препятствующие получению такого титула, вполне могут быть устранены. Если так случится, в Украине появится не просто авторитетный духовный лидер или эффективный церковный менеджер, а вполне государственный деятель, влиятельность которого будет не меньше президентской. В России патриарху Кириллу удалось добиться ощутимого сближения церкви со светской властью. В Украине, где нынешняя власть четко сориентирована на “каноническое православие”, достичь этого будет еще проще. Тем более что украинские власть имущие в отличие от российских всячески декларируют свою религиозность, которая не терпит сомнений в правоте пастырей. Даже если всем очевидно, что пастыри ведут не туда.

Собственно, УПЦ МП и так всячески декларирует безоговорочную поддержку власти, готовность с ней сотрудничать, как говорит патриарх Кирилл, в социальном измерении. Конечно же, на взаимовыгодных условиях. Так, в середине июня УПЦ МП опубликовала проект Концепции развития церковно-государственных отношений в сфере социальной политики. В нем исходя из своей миссии социального служения церковь определяет ряд направлений сотрудничества с государством — преодоление бедности, поддержка незащищенных слоев населения, забота о людях преклонного возраста, защита детства, социализация и воспитание молодежи и другие. От государства УПЦ ожидает, как сказано в документе, создания условий для этого сотрудничества, в частности “расширение материальных возможностей церковной благотворительности и социальной работы”. Проще говоря, церковь предлагает государству финансировать отдельные ее проекты, мероприятия и целые виды деятельности, имеющие социальную направленность, ввести налоговые льготы для предпринимателей, помогающих церковным благотворительным организациям, а также альтернативный налог для физических лиц в пользу церкви. И, конечно, создавать социальные центры (столовые, приюты, детские дома и т.д.), которые будут содержаться на средства церковных общин и организаций.

Что и говорить, условия более чем тепличные. От подобной материальной поддержки благотворительной деятельности наверняка не отказались бы и бизнесмены-меценаты, и неправительственные организации. Вопрос в том, сможет ли церковь обеспечить паритетность в таком партнерстве, стать ведущей силой в постановке и решении социальных проблем, учитывая, что по показателям общественного доверия она не особо отличается от светских учреждений. Согласно опросам, проведенным в октябре 2009 года Центром Разумкова, полностью доверяет церкви лишь 25% населения Украины. Что и говорить, на богослужение патриарха Кирилла в одесском Преображенском кафедральном соборе собрались, как сообщается, всего три тысячи верующих. В целом под эгидой социального проекта церковь выбивает себе налоговые преференции, которые позволят ей зарабатывать больше. Бедные могут, конечно, радоваться, крохи перепадут и нищим приютам.

Шутка о православном Ватикане

При всем при этом обществу навязывается миф о том, что патриарх Кирилл думает о создании некоего надгосударства по типу Ватикана. Идея вбрасывается в общество через политиков третьего эшелона, но общество подхватывает эти разговоры. Но любой человек, мало-мальски знакомый с историей русского православия знает, что церковь в России никогда не была отделена от государства и в ближайшее время ей не грозит никакая независимость. Но нашим правителям рассказывают басни о том, как они попадут в мировую историю, создав в Украине центр мирового православия. Тем более что борьба с тщеславием никогда не была сильной стороной представителей верхних эшелонов нашей власти. Никакого православного Ватикана Кремль не допустит. Патриарх был и будет подконтрольным Кремлю. Даже если в титуле у него будет значиться Московский, Киевский, Минский, Кишиневский, и даже Сухумский и Цхинвальский.

О больнице для больных СПИДом забыли

Во время визита Московского патриарха в Украину из поля зрения совершенно выпала тема выселения клиники Громашевского. О том, что власть выстраивает особые отношения с УПЦ МП, а соответственно с РПЦ, свидетельствуют планы по передаче церкви знаковых культурно-исторических объектов в Киеве. Кабинет министров 14 июня принял решение, обязывающее руководителей ряда профильных министерств и ведомств “осуществить до 16 июля 2010 года меры по выселению с территории Киево-Печерской лавры субъектов ведения хозяйства, деятельность которых не связана с деятельностью монастыря и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника”. По некоторым данным, монастырю передадут, в частности, помещения, в которых сейчас размещены Академия руководящих кадров культуры и искусства, мастерские Союза художников Украины, Национальная историческая библиотека, музеи театрального и декоративно-прикладного искусств и другие. Первой в очереди “на вылет” стала клиника Института эпидемиологии и инфекционных болезней имени Льва Громашевского, в которой лечат больных ВИЧ/СПИДом. Протесты общественных активистов против выселения этой клиники в Кабмине назвали “аморальными”, притом что верхом аморальности являются высказывания наместника Свято-Успенской Киево-Печерской лавры архиепископа Павла, который сравнил клинику с притоном. Самое удивительное, что в разразившемся скандале предпочли не участвовать ни руководство медучреждения, ни, например, фонд Елены Франчук “АнтиСПИД”, на средства которого для клиники было закуплено медицинское оборудование. Такое невмешательство лишний раз доказывает: когда решаются вопросы политического характера, гуманизм и рассудительность отходят на второй план. Еще один пример — планы по передаче УПЦ МП эксклюзивного права на проведение богослужений в Софийском соборе. УПЦ КП осудила такие намерения, но при этом заявила, что не возражает против передачи Софии в поочередное богослужение. О том, что проведение регулярных литургий с зажиганием свеч может нанести непоправимый урон уникальному памятнику XI века, священники молчат. Имущество — главнее.

Светлана ВЕЛИЧКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.