В начале февраля было объявлено о непродлении контракта с директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. В конце марта стало известно об уходе в отставку директора Пушкинского музея Марины Лошак. Би-би-си рассказывает, как проходил этот процесс и что он говорит о смене культурной политики в стране на фоне продолжающегося вторжения в Украину.

В понедельник 27 марта Пушкинский музей — как и большинство музеев в Москве в первый день недели, — был закрыт для посетителей. Но вечером в главном здании Пушкинского на Волхонке собралось много людей — сотрудники ГМИИ прощались с его директором Мариной Лошак, которая, как стало официально известно за неделю до этого, написала заявление об увольнении по собственному желанию, проработав в Пушкинском почти 10 лет.

Сначала все сотрудники выстроились на лестнице, ведущей в главное здание ГМИИ, а потом перешли в Итальянский дворик, большой зал справа от входа в музей, в котором стоит гигантская статуя Давида, знакомая всем, кто бывал в Пушкинском, — копия скульптуры Микеланджело.

Loshak's farewell party

Сотрудники Пушкинского музея прощаются с Мариной Лошак

В начале вечера Итальянский дворик был “довольно плотно запружен народом”, рассказывает Би-би-си один из сотрудников музея. Лошак, по его словам, выступила с “очень короткой чувственной речью”, сказала, что “всех любит” и что “нужно вдохнуть и выдохнуть”. Во время речи “она даже, кажется, всплакнула, и кто-то из собравшихся тоже всплакнул”, вспоминает он.

На мероприятии присутствовала и новый директор музея Елизавета Лихачева, которую незадолго до этого назначил на эту должность минкульт. С коллективом музея она познакомилась за несколько дней до этого вечера и начала постепенно принимать дела.

Разговоры об уходе Марины Лошак ходили уже несколько месяцев, но окончательно сотрудники ГМИИ узнали об этом в предыдущий понедельник — 20 марта. Тогда в музее отмечали день рождения Ирины Антоновой, руководившей Пушкинским более 50 лет. После прихода Лошак специально для Антоновой создали должность почетного президента музея, которую она занимала вплоть до своей смерти в 2020 году.

Искусствоведы и музейные работники, с которыми побеседовала Русская служба Би-би-си, воспринимают уход Марины Лошак и Зельфиры Трегуловой как знак изменившегося времени. Все собеседники Би-би-си подчеркивают, что при всей разности их подходов, и Лошак, и Трегулова работали в одном направлении — интернационализации музейной работы. В нынешней политической ситуации в России концепцию художественного музея, которую они пытались создать, уже невозможно представить.

Лихачева

Автор фото SERGEI FADEICHEV/TASS

Елизавета Лихачева

Прекрасный искусствовед, системный человек